Противодействие экстремизму

Методические рекомендации

Методические рекомендации о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, информации о безопасном поведении и использовании сети «Интернет»

В рамках реализации рекомендаций парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве», которые прошли в Совете Федерации 17 апреля 2017 г., были разработаны методические рекомендации о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, информации о безопасном поведении и использовании сети «Интернет»

Cписок экстремистских материалов

Федеральный список экстремистских материалов

Статьей 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», пунктом 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, на Минюст России возложены функции по ведению, опубликованию и размещению в сети Интернет федерального списка экстремистских материалов.

Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.

Федеральный список экстремистских материалов формируется на основании поступающих в Минюст России копий вступивших в законную силу решений судов о признании информационных материалов экстремистскими.

При этом наименования и индивидуализирующие признаки информационных материалов включаются в федеральный список экстремистских материалов в строгом соответствии с резолютивной частью решения суда.

Обжалование решений судов о признании информационных материалов экстремистскими осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Законодательством Российской Федерации установлена ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения.

Линия помощи «Дети Онлайн»

Всероссийская Линия помощи «Дети Онлайн»

Служба телефонного и онлайн консультирования по проблемам безопасного использования сети Интернет и мобильной связи для детей, подростков, родителей и работников образовательных учреждений

Линия помощи «Дети Онлайн» — это единственная в России уникальная служба телефонного и онлайн-консультирования, которая оказывает психологическую и информационную поддержку детям и подросткам, столкнувшимся с различными проблемами в Интернете.

Линия помощи «Дети Онлайн» была создана в 2009 году в рамках Года Безопасного Интернета в России при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Целевая аудитория — дети, подростки, родители и работники образовательных и воспитательных учреждений.

На Линии помощи «Дети Онлайн» работают профессиональные эксперты — психологи Фонда Развития Интернет и выпускники факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.

Сотрудниками Линии помощи разработаны технологии и методы оказания психологической и информационной помощи по проблемам безопасного использования Интернета; разработана программа подготовки специалистов службы онлайн-консультирования; создан информационный портал www.detionline.com, где круглосуточно ведется прием электронных обращений; создана база учета и обработки поступающих обращений; проводится регулярная супервизия сотрудников для повышения качества работы.

В условиях дефицита объективных данных Линия помощи остаётся одним из немногих надёжных и достоверных источников информации о спектре онлайн-угроз и их эволюции, а также о влиянии информационных технологий на здоровье и развитие детей и подростков. Количество обращений на Линию помощи растёт от года к год. Это свидетельствует о том, что такая служба сегодня востребована обществом, и в дальнейшем эта потребность будет только возрастать.

Служба Линия помощи «Дети Онлайн» была включена в базу единого федерального номера телефона доверия для детей, подростков и их родителей.

Безопасный Интернет

Безопасный Интернет для детей: законодательство, советы, мнения, международный опыт

Большая часть нашей повседневной жизни так или иначе связана с интернетом: в интернете мы работаем, учимся и даже общаемся с друзьями. Проведенный в 2021 году опрос показал, что у средней семьи в США имеется около 25 устройств, подключенных к интернету, в то время как в 2019 году таких устройств было всего 11. С ростом количества онлайн-аккаунтов и подключенных к интернету устройств растут возможности злоумышленников, Поэтому так важно знать правила безопасности в интернете – они помогут защитить от угроз ваши данные и устройства. В этой статье мы расскажем об основных интернет-угрозах и способах защиты от них.

Основные опасности интернета

Пользователи интернета подвергаются целому ряду потенциальных угроз, о которых чаще всего даже не подозревают. Киберпреступники неустанно изобретают новые методы обмана интернет-пользователей. Вот лишь несколько онлайн-угроз, с которыми может столкнуться ваша семья.

  • Кража персональных данных.
  • Утечки данных.
  • Вредоносные программы и вирусы.
  • Фишинговые и мошеннические электронные письма.
  • Поддельные сайты.
  • Интернет-мошенничество.
  • Мошенничество на сайтах и в приложениях для знакомств.
  • Неприемлемый контент.
  • Кибербуллинг.
  • Неверные настройки конфиденциальности.

Основные правила безопасного поведения в интернете

Чтобы избежать этих опасностей, следуйте нашим рекомендациям.

1. Используйте надежное интернет-соединение.

Мы не рекомендуем использовать публичные сети Wi-Fi, однако понимаем, что иногда это неизбежно, особенно для тех, кто всегда в пути. Выходя в интернет через общественную сеть Wi-Fi, вы не контролируете ее безопасность, а значит, легко можете стать целью для киберпреступника. В этих случаях рекомендуется избегать выполнения операций с использованием персональных данных – в частности, пользоваться услугами интернет-банка и совершать покупки онлайн.

Если эти операции необходимы, используйте виртуальную частную сеть (VPN). Эта технология в реальном времени шифрует все данные, которые вы передаете через ненадежную сеть, обеспечивая их защиту. Если вы не используете VPN, воздержитесь от совершения личных транзакций до момента, когда появится возможность надежного подключения к интернету. Больше информации о VPN можно найти здесь.

2. Используйте надежные пароли.

Пароли – одно из самых слабых мест в системе кибербезопасности. Пользователи часто создают пароли, которые легко запомнить. Следовательно, злоумышленникам не составляет труда подобрать их с помощью специальных программ. Используя один и тот же пароль для нескольких учетных записей, вы подвергаете свои данные еще большему риску, ведь, получив учетные данные от одного сайта, злоумышленники смогут войти и в другие ваши аккаунты.

Выбирайте надежные пароли, которые сложно подобрать. Надежный пароль обладает следующими свойствами:

  • Длинный: минимум 12 символов, в идеале даже больше.
  • Сложный: содержит заглавные и строчные буквы, а также специальные символы и цифры.
  • Не очевидный: в пароле не используются последовательные цифры (1234) и личная информация, которую легко узнать или найти в интернете: ваш день рождения, имя домашнего животного и так далее.
  • Случайный: не содержит запоминающихся сочетаний клавиш.

В этом случае может быть полезным использование менеджера паролей. Менеджеры паролей помогают создавать надежные пароли, хранить их в цифровом хранилище, защищенном единым мастер-паролем, и автоматически подставлять их при входе в учетные записи.

3. По возможности включите многофакторную аутентификацию.

Многофакторная аутентификация – это способ проверки подлинности, при котором для доступа к учетной записи используются два или более метода проверки. Например, вместо простого запроса имени пользователя или пароля при многофакторной аутентификации запрашивается дополнительная информация:

  • Дополнительный одноразовый пароль, который серверы аутентификации веб-сайта отправляют на телефон или адрес электронной почты.
  • Ответы на личные вопросы безопасности.
  • Отпечаток пальца или другая биометрическая информация, например, голосовые данные или распознавание лица.

Многофакторная аутентификация снижает вероятность успеха кибератаки. Чтобы защитить онлайн-аккаунты, рекомендуется по возможности использовать многофакторную аутентификацию. Для обеспечения безопасности в интернете можно также применять сторонние приложения проверки подлинности, такие как Google Authenticator или Authy.

4. Обновляйте программное обеспечение и операционную систему.

Разработчики постоянно работают над безопасностью продуктов, отслеживая последние угрозы и выпуская исправления безопасности в случае обнаружения уязвимостей в приложениях. Используйте последние версии операционных систем и приложений, чтобы не пропускать свежие обновления безопасности. Это особенно важно для приложений, содержащих платежные данные, сведения о состоянии здоровья и прочую конфиденциальную информацию пользователя.

5. Убедитесь в надежности сайта.

Надежность – важный атрибут всех посещаемых веб-сайтов, особенно тех, на которых осуществляются транзакции. В частности, сайтов электронной коммерции. При переходе на неизвестный сайт проверьте, защищен ли он SSL-сертификатом. Адреса таких сайтов начинаются с HTTPS вместо HTTP (буква S означает «безопасный»), а в адресной строке отображается значок замка. Другие признаки надежности сайта включают:

  • Грамматически правильный текст без орфографических и пунктуационных ошибок. Авторитетные бренды прикладывают значительные усилия для обеспечения надлежащего качества своих веб-сайтов.
  • Качественные изображения, соответствующие ширине экрана.
  • Объявления, органично вписанные в структуру сайта и не перегружающие его.
  • Единообразное цветовое оформление и выдержанная тема. Едва заметные изменения цветовой гаммы или стиля страницы, на которую вы возвращаетесь после перехода по ссылке, могут быть признаком мошеннического сайта.
  • Согласно отраслевым требованиям, все онлайн-транзакции по кредитным и дебетовым картам должны проходить через платежный шлюз либо оплата должна осуществляться через сервис PayPal. Если вам предлагают перечислить деньги иным способом, вероятно, это мошенники.

6. Проверьте настройки приватности и ознакомьтесь с политиками конфиденциальности.

Маркетологи, как и злоумышленники, хотят знать о вас все. Они могут получить эту информацию из истории поисковых запросов и социальных сетей. Но вы можете контролировать доступную им информацию. В веб-браузерах и мобильных операционных системах предусмотрены параметры для обеспечения конфиденциальности в интернете. На сайтах социальных сетей, таких как ВКонтакте, Facebook, Twitter, Instagram, LinkedIn и прочие, предусмотрены параметры обеспечения конфиденциальности, которыми вы можете управлять. Мы рекомендуем хорошенько разобраться с параметрами конфиденциальности и настроить учетные записи так, как вам комфортно.

Многие принимают условия политики конфиденциальности, не читая. Однако огромное количество данных обрабатывается в маркетинговых и рекламных (и преступных) целях, поэтому рекомендуется ознакомиться с политиками конфиденциальности используемых веб-сайтов и приложений и понять, как осуществляется сбор и анализ данных. Но даже если вы закрыли посторонним доступ к своим данным, не следует забывать, что обеспечить полную конфиденциальность в интернете практически невозможно. Злоумышленники, администраторы веб-сайтов и правоохранительные органы могут получить доступ к информации, которую вы считаете закрытой.

7. Следите, по каким ссылкам вы переходите.

Один неосторожный переход по ссылке – и ваши личные данные попали к злоумышленникам или устройство было заражено вредоносной программой. Поэтому важно следить за тем, по каким ссылкам вы переходите, и избегать определенных типов контента: ссылок из ненадежных источников, спам-сообщений, онлайн-викторин, кликбейтных заголовков, «бесплатных» предложений и нежелательной рекламы.

При получении электронного письма, в подлинности которого вы сомневаетесь, не переходите по содержащимся в нем ссылкам и не открывайте вложения.

Рекомендуется вообще не открывать такие сообщения. Если вы не уверены в подлинности электронного письма, обратитесь непосредственно к отправителю. Например, при получении подозрительного письма якобы из вашего банка позвоните в банк и спросите, действительно ли письмо пришло от них.

При просмотре сайта убедитесь, что переход по ссылкам осуществляется на страницы со связанным или ожидаемым содержимым. Например, если вы переходите по ссылке на описание сафари в Африке, но вместо этого попадаете на кликбейтную страницу о том, как похудели знаменитости, или на статью с заголовком «Где они сейчас?», немедленно покиньте эту страницу.

8. Убедитесь, что ваши устройства защищены.

Около 60% пользователей используют мобильные устройства для совершения покупок и поиска информации в интернете гораздо чаще, чем компьютеры, и такие устройства должны быть надежно защищены. Рекомендуется использовать пароли, секретные коды и другие средства безопасности, такие как считывание отпечатков пальцев или технологию распознавания лица на всех устройствах: телефонах, компьютерах, планшетах, умных часах, умных телевизорах и других устройствах. Эти меры безопасности снизят вероятность кибератаки или кражи ваших личных данных.

9. Регулярно выполняйте резервное копирование.

Следует иметь резервные копии важной личной информации на внешних жестких дисках и регулярно создавать новые резервные копии. Программы-вымогатели – это тип вредоносных программ, блокирующих компьютер и не позволяющих получить доступ к важным файлам. Резервное копирование данных помогает минимизировать негативные последствия атак программ-вымогателей, а специальное ПО для защиты повысит уровень вашей безопасности. Есть и другие типы вредоносных программ, которые блокируют доступ к персональным данным, создавая чрезмерную нагрузку на систему, или просто удаляют файлы.

10. Удалите неиспользуемые учетные записи.

У многих есть учетные записи, которые давно не используются. Их наличие может стать источником уязвимостей при использовании интернета. Старые учетные записи часто имеют более слабые пароли, а сайты, на которых они использовались, могут иметь ненадежную политику защиты данных. Кроме того, по данным в старых профилях социальных сетей киберпреступники могут собрать о вас различные данные, например дату рождения и местонахождение, и использовать их для последующей атаки. Поэтому мы рекомендуем удалить старые учетные записи и отправить заявку на удаление ваших данных со сторонних серверов.

11. Будьте осторожны с загрузками.

Цель злоумышленников – заставить вас скачать вредоносную программу, которая откроет им доступ к вашему устройству. Вредоносные программы могут быть замаскированы под любое ПО, начиная с популярных игр и заканчивая приложениями для проверки погоды или наличия пробок на дороге. Кроме того, они могут быть скрыты на созданных злоумышленниками веб-сайтах, которые пытаются установить вредоносные программы на ваше устройство.

Вредоносные программы наносят ущерб: нарушают работу устройства, крадут личные данные, предоставляют несанкционированный доступ к компьютеру. Обычно для загрузки вредоносных программ требуется ряд действий со стороны пользователя, но встречается также заражение путем скрытой загрузки, когда веб-сайт пытается установить вредоносные программы на компьютер, не спрашивая предварительного разрешения. Будьте осторожны при переходе на неизвестный сайт и при загрузке объектов на устройство, загружайте контент только из надежных или официальных источников. Регулярно проверяйте папки загрузки и немедленно удаляйте неизвестные файлы – они могли попасть на ваше устройство в результате скрытой загрузки.

12. Будьте осторожны с публикациями.

В интернете нет возможности удаления опубликованной информации. Все опубликованные комментарии и изображения могут навсегда остаться в Сети, поскольку при удалении оригинала вы не удаляете копии, которые могли сделать другие пользователи. После публикации комментария уже нет возможности «взять свои слова обратно», также невозможно удалить опубликованное компрометирующее изображение. Если вы не хотите, чтобы вашу публикацию увидели родители или потенциальный работодатель, не стоит публиковать этот материал.

И будьте осторожны, публикуя личную информацию в интернете: не указывайте номер социального страхования, адрес и дату рождения в профилях социальных сетей. В реальной жизни вы бы не стали сообщать личные данные незнакомцам, и точно так же не следует публиковать их в интернете и делать доступными миллионам пользователей.

Соблюдайте осторожность при предоставлении адреса электронной почты. Полезно иметь дополнительную временную учетную запись электронной почты, используемую исключительно для регистрации и подписки. Она должна отличаться от рабочей и от используемой для переписки с друзьями и близкими.

13. Будьте осторожны с онлайн-знакомствами.

Ваши интернет-знакомые не всегда являются теми, за кого себя выдают. Они могут даже не являться реальными людьми. Используя поддельные профили в социальных сетях, злоумышленники охотятся за неосторожными пользователями с целью кражи их средств. К социальной жизни в интернете стоит относиться с такой же осторожностью, как и к социальной жизни в реальном мире. Это особенно важно в связи с возросшим в последние годы количеством случаев мошенничества в сфере онлайн-знакомств.

14. Перепроверяйте информацию, найденную в интернете.

К сожалению, в интернете присутствует большое количество поддельных новостей и ложных сведений. В потоке получаемой ежедневно информации легко потеряться. Если вы сомневаетесь в достоверности прочитанной информации, проведите собственное исследование и установите реальные факты. На надежных веб-сайтах, как правило, приводятся ссылки на первоисточники. а на подозрительных страницах вообще не приведено никаких ссылок. Вы можете ознакомиться с рекомендациями по выявлению фейковых новостей здесь.

15. Используйте хороший антивирус и регулярно обновляйте его.

Помимо соблюдения рекомендаций по обеспечению безопасности в интернете, важно использовать надежное антивирусное решение. Программное обеспечение для безопасности в интернете защищает устройства и данные и блокирует не только распространенные угрозы, такие как вирусы и вредоносные программы, но и комплексные атаки с использованием приложений-шпионов, шифровальщиков и межсайтового скриптинга. Как и в случае с операционными системами и приложениями, антивирус необходимо регулярно обновлять, чтобы получать защиту от новейших киберугроз.

Три правила интернет-безопасности для детей

Большая часть правил безопасности в интернете актуальна как для взрослых, так и для детей. Однако объяснить их детям не всегда легко. Дети могут совершенно случайно выдать злоумышленникам информацию, открывающую доступ к вашим системам. Обучив детей основам безопасности в интернете, вы сможете защитить устройства вашей семьи от неприятностей. Вот три темы, которые нужно обсудить с ребенком.

Цифровой след

Цифровой след, который оставляет в интернете каждый пользователь, – важная концепция, о которой детям нужно знать. Расскажите ребенку, как информация, попавшая в интернет, становится доступной другим пользователям и как они могут ею воспользоваться (например, адресами электронной почты и названиями учетных записей, которые содержат персональные данные, могут воспользоваться злоумышленники). Обсудите эту тему более предметно: например, поговорите об обмене контентом (через социальные сети, игровые аккаунты и электронную почту). Четко объясните, какие данные нельзя публиковать в интернете (фотографии, адреса, номера телефонов, полное имя).

Пароли

Надежный пароль – неотъемлемая часть защиты от киберугроз. Самый простой способ сделать цифровой мир безопаснее для вашей семьи – научить ребенка создавать сложные пароли (состоящие как минимум из 12 букв, цифр и специальных символов) и надежно хранить их. С этой задачей поможет справиться менеджер паролей, который автоматически заполняет учетные данные на сайтах.

Общение с другими пользователями

Рассылка сообщений – один из самых популярных способов обмануть жертву в интернете. Это одна из важнейших тем, которую нужно обязательно обсудить с ребенком. Прежде всего объясните, как определить, что ссылка, загрузка или письмо от незнакомца, запрашивающего личные данные, являются опасными, и как избежать неприятностей. Более подробно обсудите признаки фишинговых атак и поддельных веб-сайтов. Кроме того, важно научить ребенка правилам общения в интернете. В сети, как и в реальном мире, важно оставаться осторожными и вежливыми, уметь распознавать травлю и не вступать в контакт с теми, кто пытается вас травить. Расскажите ребенку о кибербуллинге и о том, как оставаться доброжелательным к своим собеседникам в Сети.

Безопасный Интернет

В детском саду ведётся планомерная работа по воспитанию культуры мира и межнационального согласия детей дошкольного возраста, нравственного и патриотического воспитания дошкольников. О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь.

            Формирование национально − регионального компонента в дошкольном образовании –одна из актуальных проблем современного этапа образования.Он предполагает приобщение дошкольников к национальной культуре. Каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Национальная культура становится для ребёнка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, общечеловеческих ценностей, в формировании собственной личностной культуры. Приобщение к традициям народа, особенно значимо в дошкольные годы.На протяжении веков на Кубанской земле бок о бок живут разные народы, это культурное многообразие, постоянное межэтническое общение, межнациональное согласие является бесценным достоянием нашего региона. Знание культуры народов, живущих в нашем крае, обогащает нас пониманием того, кто мы, что нас объединяет, во имя чего мы живем. Это делает нас терпимее друг к другу.Уже с детства человек должен гордиться своей национальной принадлежностью, любить свою Родину, знать родной язык, увлекаться культурой, историей своего, народа.Период дошкольного детства по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования основ национального самосознания, потому что для детей дошкольного возраста характерны безграничная доверчивость к взрослым, стремление повторять их действия, эмоциональная доброжелательность, интерес к окружающему миру, искренность чувств. Впечатления, пережитые в детстве, можно сравнить с буквами, высеченными на камне. Они остаются на всю жизнь, оказывая глубокое воздействие на развитие человека.

           Педагоги, работая с детьми в данном направлении, решают следующие задачи:

1.Воспитание у детей интереса и эмоционально положительного отношения к окружающему миру, любви к родным и близким людям, к природе, родному краю, интерес к обычаям и традициям своего народа.

2.Формирование у детей системы знаний о родном крае, желание их углублять; знания языка своего народа.

3.Вовлечение детей в практическую деятельность по использованию и переработке полученных знаний, обогащению опыта деятельного отношения к окружающему миру, по формированию стремления приносить пользу людям.

Систему знаний, которую нужно сформировать у дошкольников можно представить следующим образом:

-природоведческие сведения: географические особенности родного края, климат, природа, экологические знания, природоохранительная деятельность и т.д.;

-сведения о жизни кубанского народа: жизнь и труд родных и близких ладей, некоторые этнографические сведения (особенности одежды, быта, искусства и культуры народов, проживающих в Костромской области), владение родным языком;

-некоторые сведения из истории семьи и Отчизны: своя родословная, знаменитые люди родного края (просветители, полководцы, князья, писатели, художники и т. д.), памятные места (здания,памятники);

-сведения социального характера: название города, его знаменитых мест; символы (герб,флаг).

Формирование национального самосознания предусматривает также вооружение детей определенными навыками и умениями: проявлять заботу о родных и близких, о младших, ровесниках, других людях; добросовестно выполнять свои обязанности, использовать свои знания в творческой деятельности; принимать участие в общественно направленной деятельности; бережно относиться к результатам труда, к имуществу, природе.Особое место принадлежит национальным праздникам.

Безопасный Интернет

Интернет предоставляет детям и молодежи невероятные возможности для совершения открытий, общения и творчества. Тем не менее с использованием Интернета также связаны риски. Например, он представляет собой открытое окно в мир, который также принадлежит взрослым и содержит материалы, не подходящие для детей. 

Как должны родители помочь детям снизить эти риски? Простого ответа не существует. Риски могут быть разными в зависимости от возраста и компьютерной грамотности ребенка. 

Наиболее важным является обеспечение безопасности личной информации на собственном компьютере, что означает защиту от вирусов и обновление программного обеспечения. Что касается детей, повысить уровень защиты данных можно путем использования настроек фильтра и параметров фильтрации содержимого, которые доступны во многих программах. 

Важно, чтобы компьютерное оборудование находилось в хорошем рабочем состоянии. Однако для детей и молодежи Интернет главным образом является социальной средой, в которой можно не только встречаться с друзьями, но и с незнакомцами. В Интернете пользователя могут обидеть, запугать или даже оскорбить. Лучшей защитой является руководство собственным здравым смыслом. Наиболее важной задачей является предупреждение детей об опасностях Интернета, чтобы они вели себя осторожно. Кроме того, необходимо обсуждать с детьми все вопросы, которые могут у них возникнуть при использовании Интернета.

Запугивание в Интернете

Интернет открывает новые возможности для оскорбительного поведения. Люди могут публиковать в Интернете слухи, фотографии или другую личную информацию, либо отправлять злоумышленные сообщения как анонимно, так и от чужого имени. Сообщения SMS и камерафоны открывают новые возможности не только для развлечения, но и для эксплуатации. Запугивание в школе обычно заканчивается вместе с занятиями, но в Интернете обидчик может настигнуть свою жертву в любое время. Кроме того, у этих обидчиков имеется список пользователей, которых они могут запугивать в Интернете. Если ребенку нравится общаться через Интернет, такие риски необходимо обсудить заранее и ему необходимо дать совет относительно действий, которые следует предпринять при причинении беспокойства. 

Это является важным по следующим причинам:

  • Запугивание в Интернете часто происходит в отсутствии взрослых.
  • Дети часто полагают, что если сообщить об этом родителям, это только усугубит ситуацию.
  • Анонимность и низкая вероятность быть наказанным приводит к тому, что люди начинают делать то, чего они не сделают в других обстоятельствах (например, могут сказать человеку то, чего они не скажут при личном общении).

Запугивание в Интернете легко осуществимо с технической точки зрения. Для отправки злонамеренного сообщения или публикации оскорбительного текста, доступного широкой аудитории, требуется несколько щелчков мышью.

 

Основные правила безопасного использования Интернет:

Защитите свой компьютер

  • Регулярно обновляйте операционную систему.
  • Используйте антивирусную программу.
  • Применяйте брандмауэр.
  • Создавайте резервные копии важных файлов.
  • Будьте осторожны при загрузке новых файлов.

Защитите себя в Интернете

  • С осторожностью разглашайте личную информацию.
  • Думайте о том, с кем разговариваете.
  • Помните, что в Интернете не вся информация надежна и не все пользователи откровенны.

Соблюдайте правила

  • Закону необходимо подчиняться даже в Интернете.
  • При работе в Интернете не забывайте заботиться об остальных так же, как о себе.

Безопасное использование в соответствии с возрастом

 

Дети до 7 лет

Во время первого знакомства с Интернетом закладывается фундамент для его последующего использования и формирования хороших манер у детей. Детям дошкольного возраста нравится установленный порядок, и это является идеальным способом развития у детей навыков безопасного использования Интернета. 


Дети до 7 лет могут не полностью понимать информацию, доступную в Интернете, и, например, не отличать рекламу от действительного содержимого. В этом возрасте родителям необходимо помогать детям в поиске подходящего материала. Дети часто не видят разницы между использованием Интернета и играми или рисованием на компьютере. 


На этом этапе родители могут установить первые внутренние правила использования компьютера.

  • Время, проводимое за компьютером, необходимо ограничить по причинам, связанным со здоровьем.
  • Поместите компьютер, например, в гостиной. При использовании Интернета дошкольниками рекомендуется присутствие взрослого.
  • Доступ к Интернету для дошкольников необходимо ограничить до списка знакомых веб-сайтов, выбранных заранее. Более подготовленные дети могут найти знакомые сайты в меню «Избранное» обозревателя Интернета.
  • Самым безопасным решением является создание для ребенка персональной рабочей среды, в которой выбор сайтов ограничивается только указанными сайтами.

Дети 7–9 лет 

Юные школьники будут иметь дело с Интернетом не только у себя дома, но и в школе, и у друзей. Родители и дети должны обсудить, как использовать Интернет надлежащим образом, и согласовать правила, которым необходимо следовать. Дети 7–9 лет уже могут иметь относительно хорошее представление о том, что они видят. 

Тем не менее, они не готовы к обращению со всем материалом, доступным в Интернете, особенно с пугающим или неуместным материалом (изображения, текст или звук). Разговор об этих материалах и объяснение различных вещей, с которыми дети могут столкнуться в Интернете, поможет детям стать ответственными и способными самостоятельно и безопасно работать в Интернете. Родители могут поделиться собственными мнениями и взглядами на использование Интернета, чтобы помочь своим детям. 

В этом возрасте ограничения, защита и использование Интернета под присмотром по-прежнему являются первостепенными. Родителям и детям рекомендуется согласовать правила использования Интернета и пересматривать их по мере взросления детей.

  • Использование Интернета дома по-прежнему разрешено только в присутствии родителей. Это обеспечивает получение помощи в любой проблемной ситуации.
  • Если компьютер установлен в комнате, которой пользуется вся семья, использование Интернета становится естественным для повседневной жизни.
  • Ребенок еще не может определить надежность веб-сайта самостоятельно, поэтому ему/ей всегда следует спрашивать разрешения у родителей перед публикацией личной информации.
  • Чаты и другие общественные интерактивные обсуждения пока не подходят ребенку этого возраста. В качестве адреса электронной почты, который используется этой возрастной группой, должен использоваться общий семейный адрес электронной почты.
  • При создании учетной записи пользователя с ограниченными правами ребенок может научиться использовать компьютер самостоятельно.

Дети 10–12 лет

Школьники уже могут знать, как использовать Интернет в различных целях. Родители могут поддержать ребенка, выяснив, какие сайты могут помочь с домашним заданием, содержат информацию о хобби или других увлечениях ребенка. Интернет может также использоваться для планирования вопросов, касающихся всей семьи. Это дает возможность родителям и детям обсудить надежность разных сайтов, а также источники поиска полезной и качественной информации. Ребенку необходим родительский присмотр и контроль, а также знание правил правильной работы в Сети. Тем не менее, ребенок может узнать, как избавиться от присмотра и обойти правила, если он будет считать их слишком ограничивающими или несоответствующими его потребностям.


Дети 13–15 лет

В этом возрасте Интернет становится частью социальной жизни детей: в Интернете они знакомятся и проводят время, ищут информацию, связанную с учебой или увлечениями. При более высоком уровне грамотности использование Интернета открывает множество возможностей. Родителям может быть очень сложно узнать о том, чем их ребенок занимается в Интернете. В этом возрасте дети также склонны к риску и выходу за пределы дозволенного. Технические ограничения и запреты могут оказаться неэффективным способом повышения уровня безопасности в Интернете. 

Дети 13–15 лет могут захотеть сохранить свои действия в тайне, особенно если родители раньше не интересовались и не узнавали о способах использования Интернета ребенком. Важным моментом для семьи становится участие в открытых дискуссиях, а для родителей — заинтересованность в том, что ребенок делает и с кем использует Интернет. 


Советы 
Установите компьютер в общей для всей семьи комнате

В этом случае разговор об Интернете и наблюдение за его использованием станет естественным в повседневной жизни. Обсуждение проблем может стать проще, если компьютер находится в общей комнате. Кроме того, Интернетом можно пользоваться вместе.


Обсуждайте Интернет

Проявляйте интерес к действиям ребенка и его/ее друзей как в Интернете, так и в реальной жизни. Расскажите ребенку о прекрасных и увлекательных вещах, которые возможны в Интернете, а также о трудностях, с которыми можно столкнуться. Обсудите с ребенком действия, которые необходимо предпринять, если чувствуется неловкость в какой-либо ситуации в Интернете.


Узнайте больше об использовании компьютера

Если вы сами являетесь пользователем Интернета, вам будет проще определить правильную тактику для детей и помочь им найти в Интернете полезный материал.

Используйте Интернет вместе

Найдите сайты, которые подходят для детей, или узнайте о способах поиска полезной информации: запланируйте совместную туристическую поездку, просмотрите образовательные сайты для помощи в школьных заданиях или найдите информацию об увлечениях детей. Просматривая веб-сайты в Интернете вместе, можно также помочь ребенку оценить значимость найденной информации. Можно добавить любимые сайты в папку «Избранное», чтобы совместно просмотренные ранее веб-сайты можно было открыть одним щелчком мыши.


Договаривайтесь с ребенком о способе и времени использования Интернета
Может оказаться полезным согласовать с ребенком время, которое он проводит за компьютером, а также список веб-сайтов, которые он может посещать. Это необходимо обсудить с детьми и прийти к определенному решению, которое всех устраивает. 

Внутренние правила по использованию Интернета

  • Существует один хороший способ свести к минимуму опасности Интернета, который заключается в установлении и согласовании с детьми некоторых правил. Общие правила являются отличным началом для разговора о безопасном использовании Интернета.
  • Время, проводимое за компьютером, необходимо ограничить по причинам, связанным со здоровьем.
  • Поместите компьютер, например, в гостиной. При использовании Интернета дошкольниками рекомендуется присутствие взрослого.
  • Доступ к Интернету для дошкольников необходимо ограничить до списка знакомых веб-сайтов, выбранных заранее. Более подготовленные дети могут найти знакомые сайты в меню «Избранное» обозревателя Интернета.
  • Самым безопасным решением является создание для ребенка персональной рабочей среды, в которой выбор сайтов ограничивается только указанными сайтами.

Помните!

  • Обсудите с детьми опасные последствия предоставления личной информации.
  • Личную информацию рекомендуется скрывать во многих различных ситуациях.
  • Пользователям никогда не следует сообщать пароли никому, даже давним друзьям. Кроме того, пароль необходимо регулярно менять.
  • Интернет является общественным местом. Перед публикацией любой информации или своих фотографий (а также фотографий других людей) следует помнить, что любой сможет получить доступ к этой информации. Чтобы выяснить, какая информация о вас доступна в Интернете, используйте поисковый модуль и в качестве поискового слова введите собственное имя.
  • Детям должна быть предоставлена возможность поговорить с родителями об отрицательном опыте, полученном в Интернете.
  • На Интернет распространяются те же нормативы и законы, что и в реальной жизни. В Интернете запрещается клеветать или оскорблять других пользователей. Это может рассматриваться как пасквиль, за который пользователь может подвергнуться наказанию и ответственности за ущерб. Некоторые действия, для которых потребовалось несколько щелчков мыши, очень сложно отменить, и дети могут не понять, насколько серьезной может стать ситуация.
  • Анонимных пользователей часто можно отследить. Тем не менее, полиция не будет предпринимать никаких действий при отсутствии повода подозревать кого-либо в преступлении.

Заключение
 

Родители сталкиваются с одинаковыми трудностями, как с Интернетом, так и с другими увлечениями детей. Родителям важно знать о намерениях своих детей и поддерживать их в этих действиях.

Дети могут не захотеть рассказывать о том, как они используют Интернет. Они могут быть против вмешательства родителей в процесс использования Интернета, особенно если они считают, что родители ограничат их в этом. Важно помнить о том, что Интернет является огромным ресурсом с большим объемом увлекательной и образовательной информации. Кроме того, важно не слишком остро реагировать или чрезмерно ограничивать детей в использовании Интернета. Чтобы дети могли извлечь самое лучшее из такого ресурса и для обеспечения их безопасности, необходимо осознавать все связанные с этим риски. Дети учатся, экспериментируя, путем проб и ошибок. Если вы сами увлекаетесь Интернетом и знакомы со всеми его аспектами, это очень поможет вам при обсуждении Интернета с детьми. Кроме того, вам будет проще выяснить, как ваш ребенок использует Интернет, и непрерывно вести диалог, который будет длиться до достижения детьми совершеннолетия. 

Чем больше вы знаете о том, как ваш ребенок использует Интернет, тем проще будет определить и объяснить, что является приемлемым и безопасным. У ребенка могут быть превосходные навыки использования Интернета, но жизненный опыт взрослых может оказаться бесценным при объяснении детям принципов поведения в виртуальном мире.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie